Луговые озёра и окрестности (minaev_hutor) wrote,
Луговые озёра и окрестности
minaev_hutor

Криптография и свобода. 4 факультет. Глава 2. Чуда! Часть 2

Оригинал взят у kolkankulma в Криптография и свобода. 4 факультет. Глава 2. Чуда! Часть 2
Оригинал взят у mikhailmasl в Криптография и свобода. 4 факультет. Глава 2. Чуда! Часть 2

Как трудно сохранять спокойствие, сдерживать все рвущиеся наружу  эмоции!  Спокойствие, только спокойствие! Главное – математический подход: все запомнить,  внести в базу данных, пронумеровать и сохранить. И когда-нибудь дать прочесть это своим детям и внукам: детки, учите лучше математику!

Контрасты – вот наилучший метод воспитания. Чудотворчества прививали нам любовь к математике гораздо быстрее любых других способов. После строевой подготовки наши преподаватели казались нам еще умнее, а все пропущенные лекции по алгебре и мат. анализу переписывались еще быстрее и старательнее. Все помнили об угрозе: в первую очередь нужны хорошие офицеры, а потом уже хорошие специалисты. 

После утренней разминки – лекции. Здесь не до шуток, нужно максимальное внимание чтобы, записывая лекцию,  еще и попытаться вникнуть в смысл доказанных теорем и облегчить себе дальнейшую  подготовку к экзамену. Лекции по алгебре, мат.анализу, теории вероятностей – это особая глава в этой книге, пока же отметим, что эти лекции требовали максимальной сосредоточенности, внимания, напряжения, а, следовательно, и эмоциональной разрядки в перерыве. Перекуры – не очень хорошая разрядка, к тому же многие (включая автора этих строк) были абсолютно некурящими. И очень естественно такая разрядка была найдена – домино! Народный козел, не требующий особых умственных усилий, но очень эмоциональный и с элементами математики: умением считать до шести. И вот аудитория, где только что доказывали сходимости к различным предельным распределениям, оглашалась ответной реакцией:

 

-          Конца взял!

-          Руби шестерочный!

-          С конца слез!

-          Мочи!

-          Рыба!

 

Естественно, с комментариями, присущими любому чисто мужскому коллективу. 

В представлении Чуды это была ересь. Как могут эти головастики опускаться до уровня слесарей? А он, хранитель их математической невинности, должен это терпеть? Нет, нет и еще раз нет! Козловый дух должен быть изгнан, побежден любыми способами!

А какими? Играли ведь не на деньги, не всерьез, не на лекциях, а в перерывах. Первый способ, естественно, воспитательно-уморительный, с новыми афоризмами:

 

-          Соберите всех козлов и на следующем перерыве зайдите ко мне

 

Козлы, как и положено, на следующем перерыве, вместо законного забивания фишки забиваются в кабинет Чуды.

 

-          Любители козла и козьего молока! Там полстола, здесь полстола. Там, где козел посидел, полстола нет

-          А почему нельзя играть?

-          Потому что потому кончается на «у»

 

Ясное и понятное математическое объяснение. Не станешь же спорить и говорить что «потому» кончается на «ы» или «и». Но козлы по-прежнему плодятся, как кролики, и Чудо с огорчением констатирует:

 

-          Теперь командир отделения стал главным козлеправом, а два самых главных учебных боевика учат как давить на козловые фишки и выдавливать из столов и его компонент козловый дух.

-          Почему в ваше присутствие здесь витает козловый дух? И опять той же плеяды…

 

Заменить домино на шахматы! Вот в представлении Чуды игра, достойная математиков.

 

-          Это хорошо, что он развивает свою память, делает шахматные и конские ходы.

 

Шахматная мысль в его воображении проникает на 4 факультет, завоевывает молодые умы, соединяется с математикой, порождает новых Алехиных и Ботвинников, затем вырывается на волю, в межпланетное пространство и … Дальше все где-то уже было описано. Но опять его не поняли.

 

-          Козловый дух уберите! Замените его на шахматы. Это математическую мысль развивает.

-           А домино в комбинаторике помогает

-          В комбинаторике? Под пол-литру оно помогает!

 

Недолго велись мирные переговоры. Очень скоро козловому духу была объявлена война до последней доминошной кости.

 

-          Ну-ка давайте сюда козла.

-          Какого козла?

-          Беленького, который жил-был у бабушки

 

Тихонько подойти к аудитории, застукать козловый дух и отобрать фишки с обещанием возвратить их после окончания факультета – вот такую наступательную тактику избрал наш padre, бесстрашно начав карательные операции в партизанской войне почти со всем курсом. А выиграть партизанскую войну, да еще в одиночку, заведомо невозможно. Новый комплект домино, продававшийся в спортивном магазине на соседней улице Кирова, стоил 99 копеек. Четверо играющих, у которых конфисковывалась фишка, скидывались по 25 копеек и тут же отсылали гонца за новым комплектом, выполняя таким образом магазину план по продаже домино лет на 5 вперед. А платяной шкаф в Чудином кабинете превращался в огромное фишкохранилище с перспективой вытеснения оттуда всего остального.

В конце концов было объявлено перемирие. На одном из Ленинских субботников Чудо попросил нескольких человек «прибраться у него в кабинете, в шкафу», заведомо осознавая, к чему это приведет. Арестованная фишка мигом разбежалась по всему курсу и весело застучала, празднуя свое счастливое избавление из ненавистного шкафа. Жалко, что на этом закончились и афоризмы про козловый дух.

 

Да, нелегкая задача досталась Чуде: сделать из нас хороших военных. По сложности примерно такая же, как сделать из него хорошего математика. Довольно скоро выяснилось, что традиционные методы кнута и пряника или разделяй и властвуй в применении к 4 факультету не шибко эффективны. Какой у начальника курса был основной кнут? Строевая подготовка по субботам, после занятий, где-то около часа. Обидно, но не смертельно, особенно если при этом еще удавалось разжиться очередными афоризмами на эту тему.

 

-          Сейчас мы с вами на глазах у всей публики почистим зады

-          Если в субботу вы входите в число желающих на строевую подготовку, то всякие свадебные и около того путешествия должны быть отложены.

 

Ну а пряники? Доска почета, благодарности и все прочие подобные кондитерские изделия зависели только от учебы, авторитетом пользовался тот, кто сильнее разбирается в задачах по алгебре и мат. анализу, а не тот, у кого бритый затылок и громкий командирский голос. Все попытки привить бациллу солдафонства изнутри, найти себе среди курса «друзей и помощников» заканчивались тем, что эти люди с трудом переползали экзаменационные сессии и в конце концов были либо отчислены за неуспеваемость, либо полностью дискредитированы перед остальным курсом своими двойками на экзаменах по математике. И вот в результате в борьбе за нашу образцовость и нравственность со всеми неприческами, козловыми духами, зелеными и прочими змиями-искусителями и искусительницами остался только один преданный боец – Чудо, со своими цитатами бросившийся в отчаянный бой с этой танковой армадой.

 

-          Когда горит под полом, надо отрывать ломом половые половицы.

-          Вы почему опаздываете, вы что, последний из могикан?

-          Лукьянцу тоже не хватило утюга на заднюю часть корпуса.

-          Речь идет о том, чтобы показать умение и энергию, а не хвост.

-          Вы не Дон-Кихот, чтобы разъезжать с индульгенцией где вам вздумается.

-          Была показана архинизкая дисциплина.

-          У вас что во рту: жевательная резинка или язык потолстел?

-          Вы в Якутии были? Так вот, там живут такие шаманы, как нажрутся мухоморов и балдеют.

-          Вы должны идти работать в театр мимикрии и там показывать носы, языки и прочие органы.

-          И пыхнет своей цигаркой в лицо, считая что он Зевс … от слова зевать.

-          У вас такой беспорядок в комнате, все равно что Тотоша и Кокоша мочалки жевали.

-          Делайте маленькое, но дело. Не превращайте большое дело – политинформацию – в ересь.

-          Командиры должны шевелиться и скрипеть, но не в плохом смысле, а в смысле первой скрипки.

-          Касательство, встречи с бутылками и хождения вокруг них обходите.

-          Зайдешь в вашу аудиторию и после надо чистить нос специальной чистилкой от грязи и бедлама.

-          И эта реляция навечно осталась в скрижалях журнала.

 

Насчет реляции – это верно. На всех наших встречах после окончания факультета книжечка с Чудиными афоризмами неизменно пользовалась большим успехом. Но в целом это был довольно безобидный человек, дальше уморительных цитат его деятельность по нашему воспитанию, как правило, не шла. Правда, высказываемое им иногда выражение «Не шутите с военной службой!» сразу же воспринималось большинством из нас как предостережение: смотрите, к чему может привести излишнее усердие на военной службе. Но и это предостережение было, пожалуй, излишним: особо усердствоваших и увлекавшихся военной службой среди математиков 4 факультета не было. И это тоже легко объяснимо: среди математиков почти все поступили на факультет сразу же после школы, избежав службы в армии. Это была сознательная политика, которой придерживались кадровики, набиравшие абитуриентов: человек, прошедший армию, редко сохранял способности к математике. Но помимо математиков за год до нашего поступления на факультете открыли отделение радистов (военных радиоинженеров), вот там уже математика в таком объеме не требовалась, поэтому среди радистов соотношение служивших/не служивших  в армии было примерно равным. Но численно это была лишь одна учебная группа на курсе, а математиков – три. Чудо всегда любил ставить нам радистов в пример, а на сборах в Балашихе после первого курса наши «родные» командиры групп были заменены радистами. Но кто кого в результате перевоспитал – неочевидно, один командир-радист, попадая, пусть даже и командиром, в среду математиков, не мог оставаться прежним носителем Чудиных идей.

Где-то на третьем курсе Чудина активность по нашему перевоспитанию стала спадать, у него появился новый объект для перевоспитания – молодые первокурсники. Но арьергардные бои продолжались почти до самого окончания факультета.

 

-          Отцы, по моему, у всех есть, а то многие смотрят на меня и сомневаются

 

Много позже, слушая разных «слуг народа» по TV, я часто ловил себя на мысли: «Какие чудесные люди! Какое сходство!»

 

-          Некоторые товарищи продолжают держать позицию недержания. Завяжите…узелком

 


Назад                                 Продолжение
Начало книги   


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments