Луговые озёра и окрестности (minaev_hutor) wrote,
Луговые озёра и окрестности
minaev_hutor

Санкт-Петербург...Россия:2011-2013 гг. (3 часть)

Оригинал взят у kirill_moiseev в Санкт-Петербург...Россия:2011-2013 гг. (3 часть)
1) В этом репортаже мы прогуляемся с вами по набережным рек Мойки и Фонтанки, канала Грибоедова и мостам Петербурга, а также отправимся на промышленный Канонерский остров, где мы увидим начало Финского залива в позднеосеннюю ноябрьскую погоду. Посмотрим на архитектуру города, примыкающую к водной глади.
IMG_2072.jpeg

2) Река Фонтанка длиною в 7,6 км и глубиной до 3,5 м. Название связано с устройством фонтанов Летнего сада, когда через Фонтанку были переброшены трубы из бассейна уже несуществующего Лиговского канала на месте современного одноимённого проспекта. Современное название получила в 1737 году. Современные очертания река приобрела с тех пор, как в 1780—1789 гг. по проекту архитектора А. Квасова её расчистили и углубили, а берега одели в гранит. До 1760-х гг. Фонтанка служила южной границей Петербурга, затем она оставалась границей парадной части города, в то время как тогдашняя городская черта переместилась на Обводной канал.
IMG_2064.jpeg

3) Жёлтое здание на фото- дом В. Лебедева в стиле классицизм 1808-1809 гг. постройки. Центр фасада выделен шестью пилястрами коринфского ордера. Они завершаются треугольным фронтоном. Над оконными проемами второго этажа размещены скульптурные панно - круглые и, между пилястрами, прямоугольные. Цокольный этаж обработан рустами, над его окнами - лепные маски.
Справа от него- доходный дом князей Юсуповых 1902-1904 гг. постройки в стиле модерн.
А левее серое здание- также дом Г. Г. фон Лерхе в стиле модерн (арх. К. Маккензен) со сквозным аочным проходом во внутренний двор.
IMG_2066.jpeg

4) На противоположном берегу слева - Толстовский дом с аркой-проездом архитектора Ф. Лидваля (также автором гостиницы "Астория"), выстроенный в 1910-1912 гг. по заказу генерал-майора графа Михаила Толстого (внучатого племянника героя Отечественной войны 1812 года П. А. Толстого) в архитектурном стиле "северный модерн", получившим развитие в основном в начале XX века под влиянием шведской и финской архитектуры национального романтизма. В более широком понимании "северный модерн" означал обращение к национальным истокам, переосмысление национальной средневековой архитектуры в контексте стиля модерна в странах Балтийского региона, в первую очередь в таких крупных центрах как Стокгольм, Рига, Хельсинки и Санкт-Петербург.
В отделке дома видны элементы, характерные именно для творчества Ф. И. Лидваля: высокие «ренессансные» арки-проезды, лоджии на верхних этажах, сдержанность и изысканность декоративного оформления, удобство и освещённость жилых помещений. При постройке сразу была предусмотрена прачечная, водопровод, лифты. Этот дом задумывался как дом для всех сословий: в нём были квартиры для людей разного достатка, от скромных до роскошных. В сложную планировку здания включена последовательность трёх соединённых арками проходных дворов, ведущая с улицы Рубинштейна на набережную реки Фонтанки. Из-за неправильной конфигурации участка продольная ось дворов имеет излом, поэтому аркады не образуют сквозной перспективы. Эти три парадных двора Толстовского дома декорированы так же тщательно, как и фасады (по сторонам от дома имеются менее декорированные дворы, куда выходят «чёрные ходы» из квартир Толстовского дома). В отделке фасадов использовались тёсаный известняк, кирпич и штукатурка.
Правее "Толстовского дома"- дом М. Гавриловой в стиле неоклассицизм 1913 года постройки.
IMG_2067.jpeg

5) За Семёновским мостом- дом купчихи А. Кукановой 1831 года строительства в стиле классицизм (арх. А. Мельников).
IMG_2065.jpeg

6) Слева длинное жёлтое здание- Городоской суд, бывший штаб Отдельного Корпуса Жандармов, политической полиции начала правления Николая I, созданной после подавления восстания декабристов.
Правее от него- особняк Левашёва 1836 года постройки в стиле классицизм.
IMG_2071.jpeg

7) Розовое здание- доходный дом М. Кудрявцевой 1872 года, арх. А. Ланге.
IMG_2184.jpeg

8) Трёхпролётный мост Ломоносова 1785-1788 гг. постройки по проекту французского инженера Ж-Р. Перроне, его длина- 57 м, ширина- 14 м. Башенные надстройки выполнены в виде открытых беседок, состоящих из слабо рустованных колонок ромбического сечения, поддерживающих антаблементы дорического ордера и завершенных сферическими куполами с шаровидными золочеными урнами. Перильное ограждение моста аналогично перильному ограждению набережной – металлические секции, установленные между гранитными тумбами. На устоях установлен гранитный парапет. При въездах на мост установлены четыре гранитных обелиска с гранеными фонарями, поддерживаемыми кронштейнами с золочеными фигурками морских коньков.
IMG_2191.jpeg

9)
IMG_2171.jpeg

10) Слева- бывший Екатерининский институт благородных девиц для дочерей потомственных дворян, основанный в 1798 году. Здания авторства Джакомо Кваренги, известный в Брянской области авторством усадьбы графа Петра Заводовского в селе Ляличи, возведённое в 1804-1806 г.
IMG_2197.jpeg

11) Для 11-классников зачастую попадается вопрос в тренировочных заданиях ЕГЭ по истории, кто автор и где это находится. Это Скульптура "Укротители коней" работы Пётра Клодта на Аничковом мосту, который стал первым постоянным каменным мостом, переброшенным через Фонтанку по линии Невского проспекта в 1785 году.
IMG_2200.jpeg

12) Сам Аничков мост.
IMG_2190.jpeg

13) Возле которого находится дворец Белосельских- Белозерских в стиле т.н. "руского необарокко" работы архитектора А. Штакеншнейдера в 1847-1848 гг.
IMG_2199.jpeg

14) И снова ЕГЭ. Перед нами Михайловский замок, построенный по заказу Павла I как замок на воде, ставшим местом его смерти 12 марта 1801 года в результате заговора при участии петербургского генерал-губернатора П. Палена ( аналог мэра) и Л. Беннигсена. Архитектор- В. Баженов и Винченсо Бренна (отделка интерьеров дворца), здание возведено в 1797-1801 гг. Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена, называть все свои дворцы «замками»; второе имя — «Инженерный» произошло от находившегося там с 1819 года Главного инженерного училища. Это единственный известный случай в истории российского зодчества, когда светское архитектурное сооружение названо не в честь владельца, по названию территории или предназначения, а в честь святого.
IMG_2194.jpeg

15) В плане замок представляет квадрат со скругленными углами, внутрь которого вписан центральный восьмиугольный парадный внутренний двор. Главный въезд в замок находится с юга. Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью. Через ров с водой, окружавший площадь Коннетабля с памятником Петру I в центре, был переброшен деревянный подъёмный мост, по обеим сторонам которого стояли пушки. За памятником — ров и три моста, причем средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов и вёл к главному входу. «Российский император, задумывая его возведение, отталкивался от распространенной в европейских столицах схемы построения прямоугольного в плане замка с прямоугольным же внутренним двором и круглыми угловыми башнями»
IMG_2193.jpeg

16) Здание расположено у истока реки Мойки из Фонтанки. Изначально оно было со всех сторон окружено водой: с севера и востока реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналы Церковный, и Вознесенский (ныне засыпанные) отделяли замок от остального города, превращая территорию замка в искусственный остров. Попасть в него можно было только через мосты, охранявшиеся часовыми. Архитектура дворца нехарактерна для Санкт-Петербурга XVIII века. Строгим изяществом своего стиля замок скорее напоминает средневековую крепость, он является единственным в России дворцовым сооружением "замок на воде" в стиле романтического классицизма. «Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца — императора Павла I»
IMG_2208.jpeg

17) Чтобы подчеркнуть, что Россия - великая морская держава, замок был окружён со всех сторон рвами с водой, подъемными мостами, брустверами, чугунными решетками. Воскресенский канал, получивший свое название от главных замковых ворот, проходил в непосредственной близости от главного фасада. Благодаря этому создавалось впечатление, будто замок поднимается из воды.
IMG_2196.jpeg

18) Возле Михайловского замка есть любопытная бронзовая скульптура Чижика-Пыжика авторства Резо Габриадзе и архитектора Вячеслава Бухаева, установленной в 1994 году. За время существования памятника его похищали 7 раз, столько же скульптура восстанавливалась или возвращалась на место.
Недалеко от места расположения памятника, в доме № 6 по набережной Фонтанки, с 1835 по 1918 год располагалось Императорское училище правоведения, студенты которого носили мундиры зелёного цвета с жёлтыми петлицами и обшлагами. Согласно популярной петербургской легенде, за расцветку этого мундира, напоминавшую оперение чижа, а также за традиционные пыжиковые шапки студентов училища прозвали «чижиками-пыжиками», и именно о них была сочинена известная песенка:
Чижик-пыжик, где ты был?
На Фонтанке водку пил.
Выпил рюмку, выпил две —
Закружилось в голове.
IMG_2203.jpeg

19)
IMG_2205.jpeg

20)
IMG_2209.jpeg

21) От реки Фонтанка переместимся к каналу Грибоедова.
IMG_2206.jpeg

22) Канал Грибоедова, его длина-5 км, глубина- до 3,5 м, изначально носил название Екатерининского - в честь Екатерины II, в царствование которой он был обустроен в 1764-1790 гг. инженерами И. М. Голенищевым-Кутузовым, И. Н. Борисовым, Ф. В. Бауром, К. Ф. Модерахом. 6 октября 1923 года канал был переименован в честь драматурга и дипломата Александра Грибоедова, проживавшего в одном из домов на набережной канала и стал называться каналом Писателя Грибоедова, а с 1931 года — каналом Грибоедова.
IMG_2181.jpeg

23) От других протоков Петербурга канал отличается своим узким и очень извилистым руслом.
IMG_2183.jpeg

24) Такая вот извилистая улица "Набережная Канала Грибоедова".
IMG_2155.jpeg

25) Один из известных мостов города- висячий Львиный мост длиной в 22 м и шириной в 2,2 м. Сооружён в 1826 году. Своё название Львиный мост получил от четырёх чугунных скульптур львов работы скульптора П. П. Соколова, расположенных по углам моста. Необходимость строительства моста была вызвана ростом населения в районе, прилегающем к тогдашнему Екатерининскому каналу. Проект моста разработал инженер Г. М. Треттер и В. А. Христианович. Скульптуры львов выполнил академик П. П. Соколов. Работа над созданием моделей продолжалась с мая по сентябрь 1825 г., также скульптором были изготовлены алебастровые формы. Скульптуру предполагалось чеканить из медных листов, но затем фигуры отлили из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе[4][7]. Скульптуры львов были покрашены белой матовой краской под мрамор.
IMG_2028.jpeg

26) Мост однопролётный висячий. Пролётное строение состоит из двух сварных двухтавровых балок из низколегированной стали, объединённых с цепной висячей системой распределительной полосой.
Функцию пилонов выполняют декорированные скульптурой чугунные рамы (каркасы), прикреплённые анкерными болтами через кладку к деревянному ростверку, обжатому сверху и снизу массивными чугунными плитами, к которым прикреплены несущие цепи. Под пилонами сооружена монолитная железобетонная плита в границах чугунных пьедесталов скульптур. Цепи состоят из металлических звеньев круглого сечения.
У входов на мост на чугунных пьедесталах установлены скульптуры львов.
Перильное ограждение художественного литья, рисунок представляет собой сетку из непрерывного ряда перекрещенных прямоугольных стержней, концы которых вверху и внизу соединены полукруглыми такого же сечения дугами в виде стилизованных восьмерок, образуя места для полукруглых бронзированных розеток. На середине моста в ограду перильного ограждения вмонтированы два многогранных фонаря на богатых лепкой чугунных стойках.
Некоторые детали моста (шарики и розетки ограждения, фигурные части фонарей и т. д.) позолочены.
IMG_2149.jpeg

27) Судостроительные "Адмиралтейские верфи"- ставшие 1 промышленным предприятием Петербурга, основанные в 1704 году. До 1709 году там строили в основном небольшие судна. В 1709 году здесь был заложен первый линейный корабль — 54-пушечная «Полтава» (спущен на воду в 1712 году) —, ознаменовавший собой новый этап в развитии российского флота. В 1725 здесь была построена и испытана первая в России подводная лодка — «потаённое судно» крестьянина Ефима Никонова. Было это через 105 лет после появления 1 в мире прототипа подлодки в Англии, созданного для короля Англии Якова I голландским инженером Корнелиусом Дреббелем в 1620 году.
IMG_2170.jpeg

28) А это вид судоремонтного завода с берега Канонерского острова.
IMG_2174.jpeg

29) Я и Финский залив. Это был первый день моего пребывания в Петербурге. Тогда я вернусь в ту петербургскую ночлежку. Весь следующий день я проведу в Эрмитаже- отличное сочетания искусства и искусства ночлежки. А вот после этого произойдёт и то событие, изменившее всю мою жизнь. Впереди ещё 4 часть нашей прогулки по Петербургу.
IMG_2158.jpeg

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments